У нас отмена
В соцсетях уже больше недели призывают «отменить» модный дом Balenciaga. В двух последних кампаниях бренда разглядели намек на пропаганду педофилии — теперь, как водится, вещи сжигают, а от амбассадоров марки ждут громких заявлений и разорванных контрактов. Рассказываем, как развивались события, и заодно предлагаем вспомнить и другие громкие скандалы в мире моды последних лет — как Gucci досталось за культурную апроприацию, а Dolce & Gabbana — за гомофобию и расизм.
Balenciaga-gate, 2022 год:
пропаганда педофилии
16 ноября
Рекламная кампания Balenciaga линии Objects
Balenciaga, по традиции расчистив свой аккаунт в Instagram*, публикуют новую кампанию своей линии Objects. В фокусе — брендированные товары для дома (от ланч-бокса и чайного сервиза до лежанок для собак) и дети-модели, позирующие среди них. В руках у детей — мягкие игрушки (а на деле сумки), затянутые в портупеи из черной кожи. Автор снимков — Габриэль Галимберти, итальянский фотограф, известный в том числе своей серией Toy Stories, для которой снимает детей по всему миру в окружении любимых игрушек.
17 ноября — 20 ноября
В соцсетях поднимается буча: модный дом обвиняют в сексуализации детей и пропаганде педофилии. Всему виной — амуниция игрушек, в которой многие увидели отсылки к БДСМ. В Twitter, TikTok и Instagram* появляются хештеги вроде #Cancelbalenciaga #BoycottBalenciaga, пользователи требуют призвать Balenciaga и фотографа к ответу, а также «отменить» бренд с целью «защитить детей».
Ярче всех выступает блогер Оли Лондон — в конце концов он переходит от слов к делу и на камеру сжигает свои футболки авторства Демны Гвасалии. «Balenciaga продвигает очень опасную и извращенную вещь, — груминг детей», — пишет блогер.
21 ноября
Balenciaga выходят с извинениями в Stories: «Плюшевые сумки-медведи в этой кампании не должны были оказаться в руках детей. Мы приносим искренние извинения за те оскорбления, которые могла породить эта реклама». И добавляют, что снимки из серии удалены со всех платформ бренда.
В это время по соцсетям распространяются новые подробности скандальной кампании. Пользователи во главе с популярной YouTube-блогершей Джун Лапин, известной под ником Shoe0nHead, обнаруживают на снимках торчащий из-под сумки уголок судебного документа о «детском порно». Что это именно — мнения разнятся. Одни уверены, что бумага — страница из дела «Эшкрофт против Коалиции за свободу слова», фактически отменившего в 2002 году запрет на «виртуальную» (нарисованную или смоделированную в 3D) детскую порнографию. Тогда Верховный суд США постановил, что закон о предотвращении детской порнографии от 1996 года (Child Pornography Prevention Act of 1996) нарушает гарантию свободы слова, поскольку «ни один ребенок не пострадал при создании изображений посредством компьютера». Другие — что это страница из дела 2008 года «Соединенные Штаты против Уильямса», которое как раз таки криминализировало распространение детской порнографии, ужесточив наказание за сексуальную эксплуатацию детей и другие виды жестокого обращения с ними.
Спустя три часа после первого поста с извинениями Balenciaga публикуют второй, где заявляют, что подают судебные иски против команды, ответственной за съемку: «Мы приносим извинения за изображение этих документов в нашей кампании. Мы решительно осуждаем насилие над детьми в любой форме. Мы за безопасность и благополучие детей». Аналогичные посты с извинениями появляются в соцсетях Демны Гвасалии, креативного директора дома.
23 ноября
Рекламная кампания Balenciaga — Spring 2023
К ответу начинают активно призывать одного из главных амбассадоров Balenciaga — Ким Кардашьян. Под ее свежим постом со спящими детьми пользователи просят Ким высказаться насчет «детской» кампании дома, многие агитируют ее разорвать отношения с брендом. «Молчание означает согласие, Ким», — напоминают звезде в комментариях. «Эй, мы ждем, когда ты скажешь что-нибудь насчет Balenciaga. Это ужасно, и ты это знаешь, не хочешь ли ты побороться за правильные вещи? Давай, это твое время!»
На этом фоне в сети начинают пристальнее присматриваться к новыми снимкам другой кампании Balenciaga — Spring-Summer 2023 с участием Изабель Юппер. На столе, куда актриса закинула ноги, обнаруживают альбом бельгийского художника Михаэля Борреманса. Среди его работ, припоминают пользователи, есть картины с изображением обнаженных детей: например, полотно с тремя голыми мальчиками из серии Fire from the Sun, 2017.
24 ноября
С заявлением выступает автор скандальной съемки с детьми, Габриэль Галимберти. У себя в Instagram* фотограф пишет, что получает сотни гневных писем и сообщений, однако вынужден подчеркнуть, что ни объекты, которые попали в кадр, ни моделей, ни их соседство он «не был в праве выбирать». «Меня просили лишь осветить данную сцену и сделать снимки в соответствии с моим фирменным стилем, — утверждает Габриэль. — Как и всегда в случае с коммерческими съемками, направление кампании и выбор отображаемых в ней объектов находились вне зоны ответственности фотографа».
Галимберти также добавляет, что не имеет отношения к фотографии, на которой фигурирует документ Верховного суда («Он сделан командой других людей и ложно приписывается мне») и подчеркивает, мол, подобные обвинения, по его мнению, отвлекают от реальной проблемы и реальных преступников-педофилов.
25 ноября
Николя Жескьер, креативный директор Balenciaga с 1997 по 2012 год, публикует Stories, где говорит, что, уходя из Kering (конгломерата, которому принадлежит Balenciaga) в 2012-м, чувствовал себя «отчужденным и травмированным ценностями и уровнем честности [в компании]». Многие пользователи связали пост со скандалом вокруг кампании Balenciaga Objects, однако надо понимать, что за три дня до этого Kering объявили о том, что их другой бренд, Gucci, прощается с креативным директором Алессандро Микеле.
27 ноября
Становится известно, что Balenciaga сдержали обещание и подали в суд на продюсерскую компанию, которая отвечала за съемку с детьми, а именно на продакшен-студию North Six Inc. и их агента и сет-дизайнера Николя де Жардена. Дом обвиняет компанию в «необъяснимых действиях и бездействии, которые были злонамеренными или по крайней мере чрезвычайно безрассудными» и утверждает, что команда, отвечавшая за съемку, включила в кадр определенные документы без ведома и разрешения модного дома и его представителей. За репутационные убытки Balenciaga запросили у North Six Inc. $25 млн.
28 ноября
Главный амбассадор дома Ким Кардашьян выходит с заявлениями в сторис. «Я молчала последние несколько дней не потому, что не была шокирована и возмущена последними кампаниями Balenciaga, а потому, что хотела лично поговорить с командой бренда и понять, как такое могло произойти, — написала Ким. — Как мать четверых детей, меня потрясли эти тревожные изображения. Безопасность детей должна быть наивысшей целью, и любые попытки нормализовать детское насилие не должны иметь места в обществе — и точка. Я ценю то, что Balenciaga удалили кампанию с платформ, и их извинения. Поговорив с брендом, я увидела, что они осознают всю серьезность ситуации и готовы принять все необходимые меры, чтобы подобное никогда не повторилось».
Насчет будущего сотрудничества с Balenciaga реалити-звезда говорит следующее: «Сейчас я пересматриваю свои отношения с брендом, опираясь на их готовность взять на себя ответственность за произошедшее и предпринять действия, которые я от них ожидаю, чтобы защитить детей».
Gucci-gate, 2019 год:
блэкфейс; культурная апроприация
21 февраля, 2018 год
Алессандро Микеле, тогда креативный директор Gucci, проводит показ осень-зима 2018. На подиуме среди прочего появляется черный трикотажный бафф с отверстием для рта в виде больших красных губ.
Gucci, осень-зима 2018
Февраль, 2019 год
В продаже на сайте и в бутиках Gucci появляется водолазка из той же коллекции — на воротнике, закрывающем пол-лица, прорезь с красными губами. В соцсетях обращают внимание на сходство вещи с блэкфейсом — техникой грима, которая в XX веке использовалась актерами для создания образов чернокожих людей.
5-7 февраля
В Twitter набирает популярность пост афроамериканки Рашиды Рене (о себе она пишет: «архивариус моды», писательница и художница) под никнеймом Cocolo Minaj: она напоминает, что прямо сейчас в США и Канаде проходит Месяц афроамериканской истории. В его рамках предусмотрены мероприятия, направленные на борьбу с рабством, расизмом и всевозможными предрассудками, связанными с чернокожими людьми. На этом фоне черный свитер Gucci кажется ей, мягко говоря, неуместным.
Аналогичные посты делают и другие пользователи. Общий посыл отлично передает твит пользователя 2TUN: «На дворе 2019 год, а вы говорите мне, что модные дизайнеры не знают, похоже ли что-то на расистский орнамент? Gucci знали, что делали. Они все знают. ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ПОМОЩЬЮ ЧЕРНЫХ ДИЗАЙНЕРОВ, РАБОТАЮЩИХ НА ВАС, если вы не можете распознать такие вещи. И не нужно извиняться, потому что ясно, что вы, ребята, ни о чем не сожалеете».
7 февраля
С комментарием по теме выступает колумнистка Washington Post Мишель Синглтери: «У нас есть ОДИН месяц, чтобы отдать должное истории афроамериканцев. Тем временем февраль 2019 года: политики носят блэкфейс (речь идет об инциденте с экс-губернатором Вирджинии Ральфом Нортэмом, чья фотография 1980-х годов стала достоянием общественности в 2019-м: на снимке Ральф в черном гриме позирует рядом с человеком в костюме Ку-клукс-клана. — Прим. ред.). А теперь еще и новость про Gucci с этим черным свитером за $890. Мы — нация, отчаянно нуждающаяся в diversity-образовании».
За Gucci тем временем вступаются ультраправые конспирологи в лице британского радиоведущего и публициста Пола Джозефа Уотсона. Он считает, что негативная реакция на свитер говорит лишь о чрезмерной чувствительности общества. «Единственная обидная вещь в этом всем — цена ($890)», — пишет он в Twitter.
Вечером того же дня бренд выходит с заявлением, что свитер снят с продажи. И приносит извинения: «Мы считаем, что дайверсити — это фундаментальная ценность, которую мы должны поддерживать и уважать в каждом нашем решении. Мы стараемся поддерживать разнообразие в нашей организации и надеемся, что этот инцидент станет важным уроком для всей команды Gucci и людей вообще».
16 февраля
Gucci объявляют, что провели работу над ошибками и открывают новую должность «глобальный директор по разнообразию и инклюзивности». Также дом заявляет, что намерен найти аналогичных сотрудников для каждого региона, где представлен бренд. Кроме того, Gucci запускает мультикультурную программу, в рамках которой планирует поддерживать стипендиями «малопредставленные группы талантов» в партнерстве с модными школами по всему миру. Цель программы — обеспечить разнообразие на рабочих местах.
Май
Gucci, осень-зима 2018
В центре скандала оказывается еще одна вещь из коллекции Gucci Fall 2018 — синий тюрбан, появившийся в продаже на сайте люксового ретейлера Nordstrom под именем Indy Full Turban ($790) и напоминающий головной убор, который носят последователи сикхизма. В частности, на новинку обращает внимание Коалиция сикхов, которая выступает с официальным обращением к дому: «Тюрбан — не просто аксессуар. Это предмет одежды, который миллионы сикхов считают священным. А те, кто носит тюрбан только ради моды, не могут оценить его глубокое религиозное значение».
Nordstrom снимают головной убор с продажи и отвечают на жалобу коалиции: «Мы решили прекратить продажу этого товара и удалили его с сайта. Мы ни в коем случае не хотели проявить неуважение к этому религиозному и культурному символу. Мы искренне извиняемся перед всеми, кого это могло обидеть».
DOLCE&GABBANA-GATЕ, Март, 2015 год:
гомофобия
март, 2015
Дизайнерский дуэт выступает против гомосексуальности, появляясь на обложке итальянского еженедельника Panorama с выносом «Да здравствует [традиционная] семья»! В номере Стефано и Дольче — к слову, два открытых гея — негативно высказываются о суррогатном материнстве, настаивая на столь любимом нашим президентом тезисе: ребенку «нужны мать и отец». Дольче добавляет красок: «Меня не устраивает то, что я называю синтетическими детьми: арендованная матка и сперма, выбранная по каталогу». В конце концов оба заверяют, что единственный возможный вариант семьи — «традиционная»: «Жизнь имеет естественную траекторию, и есть вещи, которые не следует менять».
Соцсети реагируют подобающе. Рупор берет Элтон Джон: в своем Instagram* музыкант называет Дольче и Габбану «архаичными» и «не соответствующими времени, как и их мода». Заявляет, что отныне больше никогда не наденет одежду Dolce & Gabbana, и запускает хештег #BoycottDolceGabbana (спустя два года бренд выпустит самоироничные футболки с такой надписью — правда, уже по другой причине: тогда его раскритиковали за поддержку Мелании Трамп). Вскоре после этого сэр Элтон Джон публикует фото со своими детьми, рожденными от суррогатных матерей, и снова обращается к дизайнерам: «Как вы смеете называть моих прекрасных детей синтетическими?»
Против дизайнеров также публично выступают Рики Мартин («Просыпайтесь, это 2015-й-Luv urselves-год, ребята»), Виктория Бекхэм («Посылаю любовь Элтону, его и всем другим красивым детям, рожденным с помощью ЭКО») и Кортни Лав-Кобейн («Я просто собрала все свои вещи Dolce & Gabbana и намереваюсь их сжечь. У меня просто нет слов»).
DOLCE&GABBANA-GATЕ, НОЯБРЬ, 2018:
расизм
ноябрь, 2018
В официальном аккаунте бренда в китайской соцсети Weibo появляются три ролика, анонсирующие предстоящий показ Dolce & Gabbana в Шанхае. В них модель азиатской внешности пытается есть китайскими палочками традиционную итальянскую еду — например, пиццу и пасту, — и делает это довольно неловко. За кадром мужской (естественно, мужской) голос посмеивается. «Слишком большой для тебя?» — спрашивает он, когда модель не знает, что делать с гигантским канноли. В комментариях под видео спешат сообщить: реклама не только сексистская, но и полна устаревших стереотипов и пренебрежительности по отношению к китайской культуре. Насмехательство над палочками для еды, «устаревшие и безвкусные клише», такие как бумажные фонарики на фоне, — все это вызывает волну негодования, в том числе требования выдворить бренд из страны. «Вы не собираетесь удалять эти глупые видео? Тогда попрощайтесь с деньгами Китая». Через сутки ролики удалили из Weibo, однако из Instagram* бренд решил их не убирать.
Чуть позже аккаунт Diet Prada, известный своими разоблачительными постами по части моды, опубликовал переписку своего подписчика, некого Майкла, со Стефано Габбаной. В ней дизайнер не стесняется в выражениях, сначала отнекиваясь от расизма (довольно безуспешно: «Где здесь расизм? У тебя с мозгами не в порядке. Может, это ты расист, потому что ешь собак?»), а затем буквально его изрыгая («Страна [эмодзи какашек] — Китай», «Китайская невежественная грязно пахнущая мафия»).
В конце концов дизайнерский дуэт, который отовсюду призывают бойкотировать, выходит с заявлением, где утверждает, что все расистские комментарии — дело рук хакеров. Общественность, помнящая, как несколькими месяцами ранее Габбана оставил под фотографиями Селены Гомес замечание «Она такая уродливая!!!», заявление игнорирует. Китайские модели и поклонники бренда вовсю отрекаются от дизайнеров. Актрисы Ли Бинбин и Чжан Цзыи публично отзывают свой статус посла Dolce & Gabbana. Агентство China Bentley Modeling, чьи модели должны были выйти на шанхайском шоу, объявило, что 24 модели отказались от участия в показе.
«Величайшее шоу» (а именно так Dolce & Gabbana анонсировали свой показ) отменяют в течение суток после публикации скриншотов с высказываниями Стефано Габбаны.
*Instagram и Facebook принадлежат Meta, которая признана в России экстремистской организацией, ее деятельность на территории страны запрещена.